ТЕОРИЯ

gr-02

Курс РТМ ДЛЯ ТРИЗ-ПЕДАГОГОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Курс РТВ (Развитие творческого воображения) родился еще в классической ТРИЗ.

«ТРИЗ для головы, а не вместо головы», - говорил Генрих Альтшуллер.

Развитие творческого воображения - хорошее подспорье для того, кто хочет нестандартно мыслить в любой сфере жизни.

Глубокое освоение инструментов ТРИЗ вряд ли нужно всем. А вот развитие творческого мышления–требование времени, справедливое для любого человека. Понятие РТМ – развитие творческого мышления – включает в себя и развитие воображения.

Но не только...

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение присуще уже высшим животным. Достаточно посмотреть, как котёнок ловит бумажку на ниточке или световой луч, хотя вряд ли он путает их с настоящей мышью.
Для человека же воображение не только один из важных инструментов мышления, это ещё способ отдыха и источник вдохновения.
Нетрудно убедиться, что воображение можно упражнять, развивать, как и другие качества тела и ума.

ИНТУИЦИЯ

Интуиция нарабатывается путём практики. Интуиция водителя появляется, когда вы проехали за рулём тысячи километров. Интуиция решателя творческих задач, оригинального мыслителя появляется, когда за плечами сотни своих собственных идей, решённых открытых задач…

ЛОГИКА

Опыт – «сын ошибок трудных». Интуиция – дочь опыта. Но есть ещё её величество Логика, основа рационального мышления.
Интуиция, Воображение в гармоничном сочетании с Логикой – вот что делает сильным мышление современного человека.
Курс РТМ создан для развития Воображения в сочетании с Логикой.

Zlotin

45 лет работы в ТРИЗ убедили меня в том, что в большинстве случаев найденное новое творческое решение можно логично объяснить. Однако оно никогда не находилось благодаря только логике.

Это справедливо и для меня самого, и для всех ТРИЗовцев, кого я знал, в том числе и самого Генриха Альтшуллера. Всегда работает интуиция, а ТРИЗ помогает её воспитать в себе, усилить путем предварительного логического анализа, выявления идеальности, противоречий, вепольных схем, ресурсов и т.п.

И облегчает работу интуиции, благодаря множеству сильных примеров - аналогов.

Борис Злотин

Фото 4

Курс «Развитие творческого мышления (РТМ)» разрабатывается для развития Воображения в сочетании с Логикой.

Упражнения и программы курса направлены на развитие различных навыков, которые укрепляют и логическое, и образное мышление, в их разнообразных сочетаниях.

Открытый мир – всегда задача.


Решай – и ждёт тебя удача!

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Творческое мышление – палочка-выручалочка в сложном современном мире. Ситуации, требующие креативности, нестандартного подхода, сопровождают нас и в профессиональной, и в бытовой деятельности.

Но кто-то даже не может их разглядеть, для него мир – это цепочка независящих от воли и ума событий. А кто-то другой умеет не только разглядеть, но и спрогнозировать необычные жизненные ситуации, превратить их в задачи.

Решил задачу – минимизировал вред или получил пользу. Не решил – увы.

Фото 5

На этом слайде некоторое представление о возможной структуре курса.

Для помощи педагогам в обучении указанным инструментам был создан Банк упражнений.

Некоторые упражнения относятся к анализу ситуации (например, упражнения на развитие причинно-следственного мышления или на навык работы с информацией), некоторые к решению открытых задач (к примеру, ресурсное мышление), некоторые нельзя строго отнести к какой-то категории, они будут важны в любой ситуации. Подробнее о категориях упражнений вы можете прочитать в разделе Аннотации.

Разработан также ряд авторских мини-курсов РТМ.

Интуиция наиболее связана с образным мышлением. Логика – с вербальным.

Мы подбираем упражнения для учебной деятельности, развивающей обе эти стороны мышления, а также формирующие прочную связь между образным и логическим.

Мост между хаосом и логосом!

Фото 6

Небольшой список упражнений, которые можно отнести к "стыку" логического мышления и воображения.

Фото 7

В традиционной педагогике учебные предметы слабо связаны друг с другом, они изучаются как отдельные ветви без объединяющего их ствола.

Курс РТМ (по версии проекта Creatime) призван объединить разные учебные предметы.

Курс преследует цель научиться оперировать знаниями, думать,

а не просто «набить» ими голову.

Фото 8

На этом слайде представлен глобальный подход к курсу РТМ. К этому проект еще идет.

Если инструменты мышления осваиваются формально, для запоминания, то толку от них мало.

Первичен опыт, собственный творческий опыт.

Фото 9

Поэтому одним из принципов ТРИЗ-педагогики является "Обучение через творческую деятельность", и подборки упражнений максимально воплощают данный принцип в действительность.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУРСА

Мета - курс РТМ имеет три основных составляющих:

Банк упражнений

Каждый сертифицированный ТРИЗ-педагог сам определится, будет ли он с помощью этого банка проектировать отдельный цикл занятий, или будет использовать отдельные упражнения как «изюм» в том или ином учебном цикле.

Внепредметные курсы

Курсы вне привычной традиционной структуры учебных предметов. Примеры таких курсов: «Я – изобретатель», «Загадки и тайны природы», «История предметов»

Предметные курсы

Это курсы, формально соответствующие предметно-учебной структуре традиционного образования, но построенные по другим педагогическим принципам, в соответствии с целями РТМ.

В настоящее время проект Creatime занимается разработкой всех типов курсов. Некоторые из них уже готовы и прошли апробацию.

1 июня 2020 года, в день рождения проекта Creatime, все сертифицированные ТРИЗ-педагоги получили в подарок первую версию «Банка упражнений РТМ».

На данном сайте расположена уже вторая версия банка - улучшенная. В ней больше категорий и типов упражнений, подробные методические рекомендации и теоретические введения.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ

Для удобства практикующих педагогов банк разбит на 4 части (директории) в соответствии с возрастом учащихся.

Однако это деление условное. Многие упражнения прекрасно подходят для разных возрастов, просто при одинаковом условии упражнения дети будут выдавать разные результаты. Многое зависит от развитости навыков конкретных детей. Поэтому только сам ТРИЗ-педагог решает, какие упражнения уместны в конкретном случае.

Фото 11

ЦЕЛИ (Категории упражнений)

Мы отметили некоторые аспекты креативного мышления в качестве отдельных целей для подбора и разработки упражнений.

Каждая такая цель (категория) имеет свой индекс, по которому можно найти наиболее соответствующие ей упражнения.

На самом деле многие упражнения способствуют развитию навыков мышления в соответствии с более чем одной целью.

Т.е. упражнения, который в условно равной степени развивают креативное мышление в целом, то есть соответствуют сразу многим целям, мы пометили как «системно-интегральные», индексом #si .

Фото 12
Фото 13

ПРИМЕРЫ

Приведём для примера несколько упражнений из банка.

Фото 23

ИЗ АРХИВА:

Семинар в Екатеринбурге, 1982 год. Разбор домашнего задания по РТВ «Придумать фантастическое животное» делает Генрих Саулович Альтшуллер.

Картинки к домашним заданиям рисовал легендарный в ТРИЗ-сообществе Владимир Михайлович Герасимов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На 1 июня 2020 года была сделана Первая версия «Банка упражнений РТМ».

На данном сайте расположена уже вторая версия - больше категорий, больше упражнений, подробные методические рекомендации и теоретические введения.

Банк будет пополняться, ибо наши ресурсы неисчерпаемы)))

Сертифицированные проектом Creatime ТРИЗ-педагоги будут получать обновления.

СПИСОК БЕСПЛАТНЫХ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА

Для тех, кто ещё не стал ТРИЗ-педагогом, но хочет им быть:

Видеокурс "Точилка для ума"

Ввод в основы ТРИЗ для неподготовленных, очень интересно и понятно

Раздел "ТРИЗ-педагогика"

Материалы для педагогов и инструкции по сертификации

Группа на Facebook "Растим креативного ребенка"

Множество практичных материалов и рассказов как раз об опыте общения с ребенком, используя методики ТРИЗ-педагогики.

Bank-01

Наши страницы в социальных сетях:

А ТАКЖЕ: на Портале проекта Creatime регулярно проходит дистанционный базовый учебный курс по ТРИЗ-педагогике.

 

и Дистанционный курс «Основы ТРИЗ»

КОНТАКТЫ И РАЗВИТИЕ

Банк будем развивать, в нём будут появляться новые упражнения.

Вы хотите принять участие в развитии банка?

У вас есть другие предложения?

Пишите нам: