АННОТАЦИИ

Разделы упражнений банка

описание и краткие теоретические введения

БАНК УПРАЖНЕНИЙ РТМ

упражнения для развития творческого мышления

 

содержимое защищено паролем

Bank-01

Классификация и Комбинаторика

Классификация.

Классификация предметов — это нахождение у них какого-либо общего признака или свойства:

  • Вкус.
  • Запах.
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • И так далее...

Умение выделить признаки предметов и установить между ними сходство — основа приема классификации.

Для того, чтобы в предметах найти общие признаки и свойства, нужно:

  • Проанализировать свойства предметов.
  • Найти общие признаки у предметов.
  • Определить предметы в соответствующую группу.

Конечно, бывают и гораздо более сложные классификации – например, по нескольким признакам.

Изучая мир вокруг себя, человек классифицирует объекты (животных, растения, звёзды, пищу – что угодно…) по тем или иным признакам, и это – важнейшая часть познания, движения человеческой мысли.

Начав с очень простых классификаций, люди пришли к умению делать и очень сложные, разветвлённые классификации.

Комбинаторика.

Множество объектов может обладать огромным количеством разных признаков, по которым можно выстраивать разные классификации.

Но эти признаки можно комбинировать друг с другом, придумывая новые объекты. Собственно говоря, эволюция природы тоже осуществлялась путём поиска «хороших» комбинаций генов[3]. Легко понять, что летающих слонов мы вряд ли увидим – комбинировать такую массу с крыльями в земных условиях не целесообразно.

Огромное количество новых устройств люди придумывают, комбинируя уже известные элементы: объединяя их в новые структуры, или переставляя в новых сочетаниях. Так, объединив вентилятор с увлажнителем, люди придумали кондиционер. А тот же вентилятор с планером и двигателем – самолёт. При этом «вентилятор», то есть винт самолёта, в одних конструкциях был спереди (тянущий винт), а других – сзади (толкающий винт).

Композиторы так вообще только тем и занимаются, что ищут удачные комбинации всего из 7 нот – вот вам и почти вся музыка))).

Привычка строить комбинации доступных ресурсов «в голове» - одна из тех, которые делают вашу жизнь более успешной.

Критическое мышление

Что такое «критическое мышление»?

Слово «критический» звучит не слишком дружелюбно. Однако критическое мышление не подразумевает неприятия или критиканства. Дадим ему определение, отталкиваясь от противоположного понятия – некритическое мышление.

  • Некритическое мышление заставляет автоматически принимать на веру все, что мы читаем или слышим, не делая паузы и не задаваясь вопросом, насколько полученная информация точна, правдива или достоверна.
  • Критическое мышление заключается в активном поиске понимания действительного положения дел посредством тщательной оценки информации, идей и аргументов.

Почему современным детям нужно развивать критическое мышление?

Навыки критического мышления были важны всегда.  Однако современные дети растут в эпоху лавинообразного роста объема цифровой информации. По прогнозу аналитической фирмы IDC, опубликованном в докладе «Эра данных 2025», уже к 2025 году объем производимых человечеством данных увеличится в 10 раз по сравнению с 2016-м.

Помимо сведений, необходимых для учебы и развития, на детей постоянно обрушиваются потоки информации обо всем, что люди считают актуальным и чем делятся друг с другом: реклама, новости, комментарии, дезинформация и сплетни, банальное пустословие наряду с обсуждением действительно значимых вопросов.

Научить объективно оценивать информацию, избирательно и взвешенно подходить к ее источникам, понимать неоднозначность предметов и явлений, оспаривать стереотипы – вот основные цели развития навыков критического мышления у детей.

Ассоциативное мышление

 Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связанные с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека.

Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память человека.

Например, при слове «яблоко» ребёнок может представить себе мяч, помидор, граната, камень. Взрослый человек при слове «яблоко» чаще представляет себе дерево, лето, сад, дача, варенье, пчёлы.

Ассоциативно-образное мышление помогает генерировать идеи, создавать что-то новое. Чем больше человек накапливает различных образов, тем разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит, развить свой творческий потенциал.

Работа с информацией

  • Не растеряться в потоке сообщений,
  • отобрать необходимое из разных источников,
  • классифицировать,
  • задать правильные вопросы
  • точно формулировать свои мысли
  • найти нужные слова для других людей

- эти и некоторые другие навыки мы называем «умение работать с информацией».

Умение работать с информацией - универсальный навык, который раскрывает перед человеком широчайшие возможности. Способствует самореализации и саморазвитию, помогает человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой и цивилизацией.

А для ребёнка – очень сильное подспорье в освоении учебных предметов.

содержимое защищено паролем