Разделы упражнений банка (ЦЕЛИ)

описание и краткие теоретические введения

нажмите на название навыка, чтобы прочесть теоретическое введение

БАНК УПРАЖНЕНИЙ РТМ

упражнения для развития творческого мышления

 

содержимое защищено паролем

Bank-01

Классификация и Комбинаторика

Классификация.

Классификация предметов — это нахождение у них какого-либо общего признака или свойства:

  • Вкус.
  • Запах.
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • И так далее...

Умение выделить признаки предметов и установить между ними сходство — основа приема классификации.

Для того, чтобы в предметах найти общие признаки и свойства, нужно:

  • Проанализировать свойства предметов.
  • Найти общие признаки у предметов.
  • Определить предметы в соответствующую группу.

Конечно, бывают и гораздо более сложные классификации – например, по нескольким признакам.

Изучая мир вокруг себя, человек классифицирует объекты (животных, растения, звёзды, пищу – что угодно…) по тем или иным признакам, и это – важнейшая часть познания, движения человеческой мысли.

Начав с очень простых классификаций, люди пришли к умению делать и очень сложные, разветвлённые классификации.

Комбинаторика.

Множество объектов может обладать огромным количеством разных признаков, по которым можно выстраивать разные классификации.

Но эти признаки можно комбинировать друг с другом, придумывая новые объекты. Собственно говоря, эволюция природы тоже осуществлялась путём поиска «хороших» комбинаций генов[3]. Легко понять, что летающих слонов мы вряд ли увидим – комбинировать такую массу с крыльями в земных условиях не целесообразно.

Огромное количество новых устройств люди придумывают, комбинируя уже известные элементы: объединяя их в новые структуры, или переставляя в новых сочетаниях. Так, объединив вентилятор с увлажнителем, люди придумали кондиционер. А тот же вентилятор с планером и двигателем – самолёт. При этом «вентилятор», то есть винт самолёта, в одних конструкциях был спереди (тянущий винт), а других – сзади (толкающий винт).

Композиторы так вообще только тем и занимаются, что ищут удачные комбинации всего из 7 нот – вот вам и почти вся музыка))).

Привычка строить комбинации доступных ресурсов «в голове» - одна из тех, которые делают вашу жизнь более успешной.

Критическое мышление

Что такое «критическое мышление»?

Слово «критический» звучит не слишком дружелюбно. Однако критическое мышление не подразумевает неприятия или критиканства. Дадим ему определение, отталкиваясь от противоположного понятия – некритическое мышление.

  • Некритическое мышление заставляет автоматически принимать на веру все, что мы читаем или слышим, не делая паузы и не задаваясь вопросом, насколько полученная информация точна, правдива или достоверна.
  • Критическое мышление заключается в активном поиске понимания действительного положения дел посредством тщательной оценки информации, идей и аргументов.

Почему современным детям нужно развивать критическое мышление?

Навыки критического мышления были важны всегда.  Однако современные дети растут в эпоху лавинообразного роста объема цифровой информации. По прогнозу аналитической фирмы IDC, опубликованном в докладе «Эра данных 2025», уже к 2025 году объем производимых человечеством данных увеличится в 10 раз по сравнению с 2016-м.

Помимо сведений, необходимых для учебы и развития, на детей постоянно обрушиваются потоки информации обо всем, что люди считают актуальным и чем делятся друг с другом: реклама, новости, комментарии, дезинформация и сплетни, банальное пустословие наряду с обсуждением действительно значимых вопросов.

Научить объективно оценивать информацию, избирательно и взвешенно подходить к ее источникам, понимать неоднозначность предметов и явлений, оспаривать стереотипы – вот основные цели развития навыков критического мышления у детей.

Ассоциативное мышление

 Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связанные с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека.

Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память человека.

Например, при слове «яблоко» ребёнок может представить себе мяч, помидор, граната, камень. Взрослый человек при слове «яблоко» чаще представляет себе дерево, лето, сад, дача, варенье, пчёлы.

Ассоциативно-образное мышление помогает генерировать идеи, создавать что-то новое. Чем больше человек накапливает различных образов, тем разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит, развить свой творческий потенциал.

Работа с информацией

  • Не растеряться в потоке сообщений,
  • отобрать необходимое из разных источников,
  • классифицировать,
  • задать правильные вопросы
  • точно формулировать свои мысли
  • найти нужные слова для других людей

- эти и некоторые другие навыки мы называем «умение работать с информацией».

Умение работать с информацией - универсальный навык, который раскрывает перед человеком широчайшие возможности. Способствует самореализации и саморазвитию, помогает человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой и цивилизацией.

А для ребёнка – очень сильное подспорье в освоении учебных предметов.

Управляемая фантазия

Развитие навыков управляемой фантазии необходимо для повышения способности к генерации более креативных идей и решений.

Подробнее:

Еще в 1982 году Г.С. Альтшуллер писал о важности развития сильной фантазии для успешного решения нестандартных задач: «Истории предшествует предыстория: мечты, надежды, смутные и чаще всего ошибочные догадки. История авиации началась с создания самолета, но до этого была долгая предыстория - мифы, наивные проекты, попытки сделать крылья... Предыстория отграничена от истории двумя событиями: сначала возникает новая идея (событие А), затем появляется работоспособный аппарат, реализующий эту новую идею (событие Б). В истории создания электрической лампы между событиями А и Б почти четыре десятка лет: от лампы Грове (1840 г.) до лампы Эдисона (1879 г.). Иногда история начинается (событие В) со слияния ранее независимых линий А1-Б1 и А2-Б2 (самолет = планер + двигатель внутреннего сгорания). […]

Занимаясь научной фантастикой, я пришел к выводу, что развитие Научно-фантастических (НФ) идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования НФ-идей. Произошло это в 1959 г. (в конце 1958 г. в журнале "Знание-сила" был опубликован первый мой фантастический рассказ).

В том же 1959 г. я провел семинар по ТРИЗ в Министерстве строительства Азербайджана. Строительство (тем более в Баку в 1959 г.) было отраслью, весьма далекой от смелых технических решений. Многие интересные идеи, возникающие при решении задач, отвергались, на мой взгляд, только от недостатка воображения.

Итак, наметилась четкая цель: развитие и закалка фантазии. Поначалу казалось, что достижение этой цели не связано с особыми трудностями. Есть обширная НФ-литература с множеством великолепных, смелых, сильных фантастических идей: надо чтобы слушатели втянулись в обильное чтение НФЛ, это повысит уровень фантазии.

Практика, однако, показала, что НФЛ решает задачу лишь частично. Да, уровень фантазии ощутимо повышается, но не в той мере, в какой этого требует применение ТРИЗ. Сохраняется барьер между "фантастикой из литературы" и "фантастикой из жизни". Литературная идея может быть очень фантастичной — это не вызывает протестов и даже нравится. Но фантастичность - даже весьма небольшая - технической идеи рассматривается, как нечто отрицательное. Хотя на самом деле умеренная фантастичность — это всего лишь новизна, необычность, непривычность вполне осуществимой идеи.

Преодолеть барьер между "литературой" и "жизнью" можно только упражнениями, при выполнении которых слушатели будут сами вырабатывать фантастические идеи: СВОИ идеи более приемлемы».

Пространственное мышление

Пространственное мышление – это вид наглядного мышления, с помощью которого можно создавать пространственные образы и оперировать ими в процессе решения практических и теоретических задач. То есть, это умение создавать в уме объемную картину действительности, изменять и перемещать ее по нашему усмотрению.

Любой вид деятельности человека в большей или меньшей степени связан с пространственным мышлением. Чтобы художнику написать картину, он должен соотнести реальные размеры объектов с нарисованными размерами. Писатель придумывает героя, сюжет и заполняет воображаемое пространство событиями. Ученику в школе легче решать математические задачи, представляя в голове образный «мультик» с условиями задачи. Запоминать любую информацию проще, представляя образы, располагая их в пространстве памяти.

Пространственное мышление связано с логическим мышлением, умением переводить реальное событие в графическую схему и наоборот, а также с умением представить образ в воображении во всех деталях.

Навыки задавания вопросов

В рамках данной работы под навыками задавания вопросов понимается способность к продуктивному устному или письменному обращению к кому-либо для получения ответа либо разъяснения. Продуктивному – значит плодотворному, ведущему к максимально быстрому получению удовлетворительного ответа.

ПОЧЕМУ НУЖНО ИХ НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Развитая способность задавать продуктивные вопросы позволяет:

  • задавать грамотные вопросы;
  • классифицировать их;
  • составлять систему вопросов, вскрывающих тему и формирующих понимание;
  • развивать вопросы других участников обсуждения;
  • формулировать собственные мысли, свободно разговаривать, а не повторять чужие мысли;
  • развивать мышление, так как чтобы задать глубокий вопрос, нужно думать.

Ресурсное мышление

Это навык находить и эффективно использовать ресурсы, за которые нужно платить минимум или вообще не платить.

Ресурсное мышление помогает видеть различные способы творческого разрешения проблем в разных сферах жизни.
Следовательно, чем меньше развит такой навык, тем больше времени и сил человек тратит для решения поставленной задачи.
Для удовлетворения любой нашей потребности требуются затраты. А вот какие это будут затраты, - это уже во многом зависит от умения творчески мыслить.

Многие компании для успешного развития используют ресурсный подход в решении разного рода задач.

Пример ресурсного мышления:
Дизайнеры из Манчестера создали оптическую иллюзию неровного пола, уложив 400 уникальных плиток. Это было сделано для того, чтобы посетители меньше бегали по коридору общественного здания.

Перевод смыслов в образ и образа в вербальную форму

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач (задач в самом широком понимании этого слова).

Образ и образное мышление

1. Образ

В основе образа лежит мысль. Образ – это всего лишь форма ее существования. В самом общем смысле образ – это чувственное представление определенной идеи. Это образы зрительные (картины природы) и слуховые (шум ветра, шелест камышей). Обонятельные (запахи духов, ароматы трав) и вкусовые (вкус молока, печенья). Образы осязательные (прикосновения) и кинестетические (имеющие отношение к движению). С помощью образов авторы обозначают в произведениях картину мира и человека; обнаруживают движение, динамику действия.

2. Образное мышление

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач (задач в самом широком понимании этого слова). Работа с образами обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов. В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» составляющая, причем это не две самостоятельные составляющие, а единый процесс.
Образ связан с отражением реальной действительности, поэтому образ дает знание не об отдельных изолированных признаках этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного фрагмента действительности. В образном мышлении используются в основном операции распознавания, выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы.

Образное мышление дано от природы, но его глубину, гибкость можно развивать специальными упражнения.

Повторим: как «образная», так и «рациональная» составляющая — это не две самостоятельные составляющие, а единый процесс.

Формирование у ребёнка гармоничной связи этих двух составляющих – особая забота педагога. Для этого в курсе РТМ предлагаются специальные упражнения.

Синкретизм

Под синкретизмом понимается мышление, в котором разнородные представления, объекты, предметы, явления, понятия связываются друг с другом. Это выражается в способностях:

  1. находить отдалённые связи между самыми разнообразными явлениями, событиями, связи всего со всем,
  2. придумывать невероятные гипотезы о причинах событий,
  3. видеть цельность мира.

Особенностью синкретического мышления является обобщение или объединение разнородных предметов или понятий. При этом связь, с помощью которой построено это обобщение, может быть самого различного типа. Синкретизм - особенность детского мышления, дающая возможность ребенку мыслить целыми глыбами, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого.

До 7–8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка. Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т. д. Например, ребенок 6 лет может заявить: «Солнце не падает, потому что жарко». Представление о том, что Солнце не падает, и о том, что оно согревает, так слиты между собой, что могут обосновать друг друга.

Однако, умение видеть связность мира – полезный навык. Владея таким навыком, человек может смотреть на ситуацию в целом, создавать схему целого, давая смысл отдельным элементам. Чем больше человек тренируется устанавливать связи между отдаленными по смыслу событиями и понятиями, тем глубже и шире возможность видеть влияние разных элементов на происходящее. Синкретическое мышление помогает генерировать идеи, создавать что-то новое, решать жизненные задачи. С помощью упражнений для развития синкретического мышления можно увеличить вариативность связей и развития событий, а значит, развить свой творческий потенциал.

Вербальные навыки

Вербальные навыки – это способность человека взаимодействовать с внешним миром с помощью речи. Для этого нужно правильно формировать мысли и выстраивать предложения. Если речь человека слишком бедна, то передавать свои мысли и знания будет трудно.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку проанализировать полученную информацию, систематизировать ее и воспроизвести полученные знания в виде слов.

Развитые вербальные навыки помогают человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Это даёт возможность не только грамотно объяснить свои мысли, но и обосновать свою точку зрения.

Цель развития творческих вербальных навыков – научить учеников воспринимать и воспроизводить творческие мысли; понимать художественные произведения и уметь наиболее ясно выразить собственные умозаключения относительно какой-либо информации.

Для познания искусства выражения собственных творческих мыслей хорошо помогают словесные игры, варианты которых даны в блоке «Творческие вербальные навыки».

В ходе выполнения упражнений из блока «Творческие вербальные навыки» ученики смогут развивать не только фантазию и формировать мысли за ограниченный промежуток времени, но и смогут пополнить словарный запас и узнать новые художественные обороты речи.

Переключение контекстов и масштабов

Гулливер, путешествуя по разным мирам, испытывал разное отношение к себе. То он был игрушкой, то почти всемогущим. И хотя в каждом из миров он был всё тем же человеком, в каждом из миров его роль, поступки были разными, они определялись «надсистемой», то есть теми существами, правилами жизни, отношениями, которые были характерны для соответствующего мира.

Мы тоже живем в мире, в котором отношение к событиям и людям тесно связано с надсистемными событиями, с прошлым и будущим этого мира. Вчерашние враги могут стать лучшими друзьями или наоборот (бактерии и человек, СССР и США). Неудача может спасти жизнь человека (кто-то опоздал на Титаник, и эта неудача спасла ему жизнь).

Учитываем и то, что изменение количественных характеристик системы, масштабов также может качественно изменить систему. Безопасное сделать опасным (или наоборот), слабое сильным (как в известной притче про объединение тонких веточек в «веник», который уже руками не сломать), прозрачное непрозрачным и т.п.

Умение делать выводы опираясь на надсистему, окружающий мир, контекст – важная составляющая ума.

Мышление по аналогии

Анало́гия — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения .

Мячик для массажа похож на (подобен, напоминает, как) солнце: тоже жёлтый, и лучики вокруг…
Голос старой Бабы Яги напоминает (подобен, похож, как) скрип дверей с несмазанными петлями.
Лягушка сохраняет молоко, как холодильник – функциональная аналогия, или аналогию по действию (сохраняет также, то есть действует также).

В популярной литературе есть много упоминаний, как то или иное изобретение делалось по аналогии с природным объектом. Например, что прочная и сравнительно лёгкая Эйфелева башня была создана по аналогии с бедренной костью. Оставим на совести авторов историческую правдивость этого факта, но аналогия по структуре конструкции действительно есть. Однако есть и вполне доказанная практичность применения аналогий в технике и науке.

Пример: Основатель Новосибирского Академгородка, академик Михаил Лаврентьев получил в 1944 году задание построить теорию, объясняющую действие кумулятивного снаряда на бронь. Лаврентьев построил теорию и описывающую явление систему уравнений, опираясь на очень оригинальную мысль: он считал пробиваемую снарядом броню жидкостью! И действительно, при таких колоссальных температурах и давлениях, которые испытывает броня под действием кумулятивной струи, она будет вести себя также, как идеальная несжимаемая жидкость. Академику, как специалисту в сфере гидродинамике, теперь было от чего оттолкнуться для построения теории. Броня как жидкость – такая вот аналогия.

Умение сознательно пользоваться аналогиями, как мощным инструментом мышления, можно тренировать.

Каузальное мышление

Мышление современного человека невозможно без умения выстраивать причинно-следственные связи. Причинно-следственные связи, или каузальные цепочки, - это основа рационального мышления.

Зачем тренировать причинно-следственное мышление?

Понимание причин – это возможность не только избежать плохих последствий в будущем, предусмотреть то или иное развитие событий, но также, наоборот,- это способ улучшить положительные эффекты какого-либо явления, сделать что-то лучше, чем есть сейчас.

Наша способность понимать причинно-следственные связи имеет решающее значение для выживания. Такое понимание позволяет предсказывать наступление событий, основываясь на знания об их причинах, что помогает нам ставить и достигать цели, планировать собственное поведение.

Помимо предсказаний, знание причин позволяет всего лишь на основе небольшого количества наблюдений строить объяснение, почему то или иное явление не произошло. С феноменологической точки зрения можно сказать, что именно благодаря каузальности окружающий мир имеет для нас значение.

Кроме того, каузальное мышление важно для успешной адаптации к постоянно изменяющемуся миру, как природному, так и социальному. Необходимо уметь сегодня анализировать происходящие события, искать закономерности явлений.

Умение видеть то, что несколько разных причин дают одно следствие или несколько следствий появляются из одной причины – необходимый навык. Все явления окружающего нас мира имеют причины. Важно приучать детей мыслить полимодельно, видеть не просто одну причину, а много разных как причин, так и следствий.

Развитие причинно- следственного мышления позволяет анализировать любые жизненные задачи, делать выводы, принимать взвешенные решения, делает наше мышление действительно сильным.

содержимое защищено паролем